Премиальные иллюзии или за что сотрудники ждут вознаграждения
В конце уходящего и начале наступающего годов работники ждут от начальства выплаты премиальных. На практике ожидания оправдываются далеко не всегда. Компания HeadHunter провела исследования, по результатам которого выделены четыре основных причины, которые видят сотрудники для выплаты премий.
В первую очередь это сверхурочная работа. Процент работающих сверхурочно довольно велик и естественно, что им хотелось бы получать за свой труд компенсацию хотя бы в виде премии на Новый год. Другой причиной, по которой работники полагают, что имеют полное право на получение премии, является их готовность ходить на работу во время болезни. Болея, сотрудники берут работу на дом или продолжают посещать офис. Часть работников считает, что премии должны выплачиваться потому, что они постоянно повышают уровень своих навыков и знаний, а соответственно, приносят компании больше прибыли. Порой персонал тратит на повышение квалификации свои средства. Немалая доля сотрудников уверена, что бонусы им положены и за то, что они делают больше, чем коллеги, за счет более высокой внутренней мотивации, приложенных усилий и имеющихся навыков.
Однако работодатели не всегда готовы удовлетворять финансовые притязания сотрудников, что неизбежно сказывается на мотивации. Если же рассматривать практику компаний, выдающих премии по итогам года, то здесь также выделяются несколько вариантов. Есть те, кто выдает премии всем без разбора. Иногда, если денег на всех не хватает, премируют отдельные подразделения. Есть случаи, когда награждаются только руководители подразделений, а иногда распределение происходит по принципу "кто отличился", вне зависимости от служебного положения работника. Если же списки на премирование подают руководители подразделений, в дело может включиться два фактора: объективная оценка заслуг отдельных работников и личные пристрастия.
Впрочем, все механизмы распределения могут применяться только в случае, когда премиальный фонд не равен нулю. В этом году из-за кризиса часть компаний решила отказаться от премий, некоторые кризисом прикрывают свою жадность, а наиболее рачительные просто экономят деньги.