| |||||||||||||||
| Конституционный суд приступил к рассмотрению соответствия Земельного кодекса Конституции РФ Конституционный суд РФ сегодня, 30 марта, приступил к рассмотрению запроса Мурманской областной думы по проверке соответствия положений Земельного кодекса, принятого в октябре 2001 г., Конституции страны. Ходатайства представителей Госдумы и Совета Федерации об отложении рассмотрения этого вопроса были отклонены. Конституционный суд принял решение рассмотреть сегодня дело по существу. Судьей-докладчиком по данному делу выступает Юрий Данилов. Истец, пославший свой запрос в Конституционный суд 5 марта 2003 г., утверждает, что против принятия Земельного кодекса в нынешней редакции высказались более трети субъектов РФ (35 региональных Законодательных органов), однако этот документ, затрагивающий интересы, лежащие в сфере совместно ведения РФ и ее субъектов, все-таки был принят. Выступая на заседании Конституционого суда председатель Мурманской думы Павел Сажинов заявил, что вместо создания согласительной комиссии для доработки кодекса Госдума ограничилась лишь формальным согласием органов исполнительной власти субъектов Федерации, не приняв во внимание их многочисленные замечания, которые не позволяют четко и однозначно интерпретировать их отношение к этому документу. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM из зала суда, истец ссылается на ч. 3 ст. 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 25 июня 1999 г. № 119-ФЗ), действующего на момент принятия Земельного кодекса РФ. В данной статье, в частности, говорится: "Представленные в установленный срок органами государственной власти субъектов Российской Федерации предложения и замечания, касающиеся проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в установленном Регламентом Государственной Думы порядке. В случае, если органы государственной власти более чем трети субъектов Российской Федерации выскажутся против указанного проекта федерального закона в целом, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия с участием депутатов Государственной Думы и представителей органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации". В ходе судебного заседания заявитель также утверждал, что нормы Земельного кодекса, разрешающие продавать иностранным гражданам земельные участки, не соответствуют Конституции РФ. Причем данное положение ЗК РФ противоречит не только ч. 1 ст. 9 ("Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории."), но и ч. 3. ст. 4 ("Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории"), и ч. 3 ст 67 ("Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия"). Согласно указанным положениям, утверждает заявитель, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территории субъектов РФ. Приобретение иностранными юридическими лицами и гражданами земли в собственность означает ее отчуждение иностранному государству как путем сделок так и в результате предъявления территориальных претензий к РФ, "которых, и это общеизвестно, и до принятия Земельного кодекса было множество". "Тем самым суверенитет РФ перестает распространяться на всю ее территорию, - отметил П.Сажинов, - поскольку любой земельный участок одновременно является не только недвижимым имуществом, но и частью территории субъектов РФ. Кроме того, суверенитет государства обеспечивает не столько формальная возможность с помощью судебных процедур вернуть отчужденные жизненно необходимые природные ресурсы, сколько непосредственное обладание и пользование этими ресурсами и сохранение территориальной целостности государства". Заявитель подчеркивает, что его позиция согласуется с решениями Конституционного суда РФ который в постановлении от 7 июня 2000 г. пришел к выводу, что ограничение использования природных ресурсов в отношении народов России нарушает суверенитет страны, и народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли как основы их жизни и деятельности. Как заявил в суде представитель Правительства РФ Михаил Барщевский, "благодаря принятию Земельного кодекса, в России в 2004 г. впервые приток иностранного капитала станет больше, чем отток - таков прогноз Минэкономразвития". Аргументацию своих оппонентов он парировал достаточно резко: "Идеология скинхедов и баркашовцев "Россия только для русских" не находит отражения в Конституции. Когда японцы купили Рокфеллер-центр вместе с землей в центре Нью-Йорка, Америка не рухнула; когда американский бизнесмен построил в центре Токио огромную гостиницу, также ничего не произошло. Такова международная практика, по этому вопросу". М.Барщевский также отметил, что на момент принятия Земельного кодекса порядок согласования позиций органов государственной власти субъектов РФ "не был продуман". В частности, это отразилось в коллизии, когда отрицательное мнение Законодательного собрания сопровождалось положительным отзывом глав субъектов федерации. Постановление по этому делу будет оглашено в месячный срок. В настоящее время в заседании суда объявлен перерыв, после которого будут заслушаны мнения экспертов. | Новости городов Северного Флота |