NEWSpb.RU
||||

Сентябрь 2011

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
«»

Белкомур продолжает вызывать неоднозначные оценки экспертов

На днях проект Белкомур, предполагающий создание глубоководного порта у Архангельска с общим грузооборотом в 28 млн тонн в год, был включен в программу социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Тем не менее, в экспертных кругах представленные расчеты грузовой базы порта вызывают неоднозначные оценки.

Напомним, проект Белкомур предполагает строительство новой спрямляющей железнодорожной магистрали общей протяженностью 1155 км, которая напрямую свяжет республику Коми с незамерзающими портами Архангельск, Мурманск и портами Северной Европы, а также создаст основу для движения транзитных грузопотоков из Азии на Запад. Проект реализуется ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур"", 86% которой принадлежит государству в лице администраций Республики Коми, Архангельской области, Пермского края и других госструктур.

В рамках проекта предполагается создание глубоководного порта у Архангельска в северо-восточной части губы Сухое море Двинского залива с расчетной годовой перевалкой грузов в объеме порядка 28 млн тонн в год. При этом их львиную долю должны составить грузы в контейнерах в объеме 17,5 млн тонн (в TEUs не указывается). Кроме того, объем перегрузки угля в новом порту предусматривается в объеме 5,5 млн тонн, нефтеналивных грузов - 2,5 млн тонн, минеральных удобрений 500 тыс. тонн, генеральных грузов 1,5 млн тонн, лесных грузов 500 тыс. т.

Заявленный срок реализации проекта - 5 лет, общий объём капитальных вложений - около 30 млрд руб. Предполагается, что 9 млрд руб. проинвестирует государство и 21 млрд руб. - частные инвесторы на условиях государственно-частного партнерства.

Экспертное сообщество относится к проекту неоднозначно. Так, по мнению авторов аналитического доклада "Архангельская область: социально-экономическое положение и эффективность исполнительных органов власти", подготовленного аналитиками Института региональной информации, реализация данных транспортных проектов в Архангельской области входит в противоречие с транспортной стратегией соседнего региона - Мурманской области. Уже принята концепция развития Мурманского транспортного узла, в которой ключевая роль отводится Мурманскому порту. "По мнению большинства экспертов, создание еще одного глубоководного порта в Архангельске является нецелесообразным. При этом сомнения в целесообразности развития второго порта могут привести и к корректировке проекта Белкомур - в Минтрансе РФ уже прорабатывается вопрос корректировки магистрали с архангельского порта на мурманский", - говорится в докладе. Главная причина - отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь, считают аналитики.

"Таким образом, в случае корректировки направления магистрали "Белкомур" существует большая вероятность отказа от проекта создания глубоководного порта в Архангельске. Альтернативным вариантом является проработка проекта дифференциации грузовых потоков в Мурманском и Архангельском портах. К примеру, Мурманск может сосредоточиться на принятии газоконденсатных, нефтяных, насыпных грузов, а Архангельск будет позиционироваться исключительно как контейнерная база", - говорится в докладе. В то же время, как прокомментировали Portnews в отделе маркетинга одного из крупных участников рынка контейнерных перевозок в России, проект перевалки контейнеров через Архангельск выглядит экономически необоснованным. "Ломать существующие, налаженные схемы транспортировки контейнеров бессмысленно. Никто не повезет контейнеры в Архангельск, когда есть наработанные логистические схемы их перевалки в портах Финского залива", - пояснили эксперты. Перспектив транзита контейнеров из Китая в Архангельск в компании также не видят из-за низкого уровня железнодорожного сервиса. "Главное в контейнерной логистике - поставка в срок, а российские железные дороги этого обеспечить не могут. Все попытки перевести китайский контейнеропоток в России на железную дорогу особого успеха до сих пор не имели", - уверены представители компании. Кроме того, следует учесть, что основными потребителями импортных контейнерных грузов являются Центральная Россия, Санкт-Петербург, Поволжье. Везти туда контейнеры из Архангельска не имеет рационального обоснования - слишком большим получается транспортное плечо. Также, недостаточные глубины моря в районе строительства потребуют выполнения значительных дноуглубительных работ при создании операционной акватории и водных подходов к порту. По планам, дноуглубление планируется произвести до отметки, позволяющей проходить судам с осадкой в 13,5 м. Другими словами, масштаб работ и инвестиций потребуется значительный, а вот их экономическая целесообразность остается под вопросом. Единственным преимуществом северного порта является, пожалуй, его незамерзаемость, что актуально с учетом тяжелой ледовой обстановки в зимнюю навигацию на Финском заливе. Однако вряд ли только один этот факт способен сделать реализацию проектов с заявленными на сегодняшний день цифрами грузооборота интересным для инвесторов. С другой стороны, реализация проекта Белкомур нужна российскому правительству не только и не столько с экономической, сколько с политической точки зрения. Это связано с политикой укрепления позиций России в Арктическом регионе, освоением Севморпути и развитием северных областей.

Portnews
 Фонд оплаты труда учителей Мурманской области увеличили
 Владимир Зернов: Коррупция на ЕГЭ - это вопрос к правоохранительным органам
 Политолог: Твиттер Полтавченко - это нормальный политтехнологический ход (Санкт-Петербург)
 46 детей-сирот получила жильё с начала года в Мурманской области
 25 человек погибли в пожарах в Мурманской области с начала года
 В Мурманской области хотят ограничить число депутатов, работающих на постоянной основе
 Глава Мурманской области: Переход на природный газ позволит снизить тарифы на услуги ЖКХ
 "Гражданский контроль" начал мониторинг выборов в Государственную думу России
 Выборы в Мурманскую областную Думу назначены на 4 декабря
 Мурманский рыбный порт выставили на торги
 "Стокманн" и "Штокман" поспорили из-за товарного знака
 Сергей Колеров: Русская (контр)революция против "цветных революций"
 Росприроднадзор обнаружил 370 несанкционированных свалок на территории России - Минприроды
 В Мурманской области проводится конкурсный отбор проектов международного сотрудничества
 Второй индекс политического влияния глав 200 крупнейших городов России
 Чувство стыда за неоплаченную поездку испытывает лишь 20% российских безбилетников
 Эксперт: Северо-Западный федеральный округ - третий в России по числу "зайцев" на транспорте
 Чиновник Минтранспорта РФ: В Ленобласти тарифы на пригородные перевозки экономически обоснованы
 Прокуратура обвиняет Мурманский морской рыбный порт в сбросе сточных вод
 Советника главы администрации Мурманска обвиняют в краже 44 млн руб
 На морском посту Лиинахамари возобновляются метеонаблюдения (Мурманская область)
 Определена ставка налога на прибыль для Штокмана в Мурманской области - 13,5%
 100 тысяч тонн камня доставят в Печорское море для укрепления "Приразломной"
 Совместный проект ИА REGNUM и компании "Медиалогия": главы регионов в СМИ в июле 2011 года
 Валентин Фалин: Запад и Россия в ХХ веке: связь времен
 Виктор Аксючиц: Двадцать лет - куда идём?
 Вынесен приговор по уголовному делу в отношении бывшего главы ЗАТО Скалистый (Мурманская область)
 Школы Мурманской области готовы к 1 сентября
 "Приразломную" доставили в Печорское море
 Подавляющее число пассажиров осуждают курение в тамбурах пригородных поездов
 Белкомур продолжает вызывать неоднозначные оценки экспертов
 Модест Колеров: Наследники союзников Гитлера, США, националисты и "десталинизаторы" в ЕС готовят "Нюрнберг" против России
 Более половины россиян равнодушны к идее расширения Москвы
 Следственный комитет Мурманской области завершил проверку по факту гибели горняка
 "Газпром" утвердил схему газификации Мурманской области
ВСЕ НОВОСТИДАЛЕЕ







||||